Облик современной квартиры, в сравнении с привычными обликами квартир
70-80 годов, кардинально переменился. На смену мелко нарезанным
"комнатам-коробкам", пришли "перетекающие" и "взаимодополняющие" виды
планировок комнат, как то: кухня-столовая, прихожая-гостиная,
спальня-кабинет и т.д. Проще говоря, современный человек ориентирован
на максимальные комфорт и функциональность, чем на потерявшие
актуальность стандартные виды планировок. Если вы выбираете свободную
планировку, ваше жилище становится не только более просторным, но и
более удобным.
Об открытом перетекающем интерьере у нас вспомнили не так давно, но
практически сразу такой облик жилья завоевал себе массу поклонников.
Первыми в борьбе за новый вид квартиры пали стены между кухней и
столовой, потом общее пространство присоединило к себе гостиную,
прихожею, а затем и другие комнаты. Единственными помещениями,
отделенными от общего пространства остаются, и то не всегда, санузел и
спальня. Потеряв разделяющие перегородки, нагрузка по зонированию в
основном легла на пол и потолок.
Для дизайнера, работающего над объединением интерьера
какой-либо квартиры, пол и потолок – главное поле применения своей
фантазии. Эти две поверхности создают общую планировочную композицию:
задают траектории передвижения, выделяют кульминационные точки
интерьера, определяют те или иные функциональные зоны. При решении этих
задач главное для потолка - форма, а для пола – фактура и плотность
материала, а также рисунок напольных покрытий и графика расшивки
паркета или плитки.
В нашем сознании разные напольные покрытия ассоциируются с
различными жизненными зонами жилища. Ковер, ковровое покрытие
ассоциируются с зоной отдыха и предназначены для спальни, детской,
диванной зоны; керамическая плитка и каменные плиты подходят для кухни,
прихожей, ванной комнаты; паркет уместен в гостиной, столовой и
кабинете. Переход от одного напольного покрытия к другому обозначает
границу между функциональными зонами. Как будет выглядеть эта граница,
зависит от общего решения интерьера, она может иметь как мягкие
волнистые линии, так и четкие прямые. Кардинальное различие в цвете
покрытий еще больше увеличивает эффект зонирования.
Смена покрытий может быть свободной и никак не обозначаться, но
на наш взгляд, интересней обыграть переход с одного материала на другой
каким-либо элементом. Например, границей двух зон может быть подиум,
приподнимающий одну из зон над другой. Это очень удобно для отделения
прихожей или холла с керамическим полом от гостиной с паркетным полом,
или для разделения кухни и столовой.
Рисунок, образованный напольным покрытием, также несет
функциональную нагрузку, он поможет подчеркнуть расположение мебели и
определить направление движения по квартире. Длинные половые доски,
положенные параллельно, поддерживают общее направление композиции, а
мелкая паркетная клепка, уложенная в разных направлениях, наоборот,
смягчает движение.
Потолок, в отличие от нижней поверхности, дает больше
возможностей для пластических изменений. Форма фальшпотолка может
повторять или обыгрывать не только рисунок напольного покрытия, но и
акцентировать внимание над теми местами, где находится мебель или
другие детали интерьера. Кроме этого, потолок решает и сложности
технического характера. Несущие конструкции, кондиционеры с их
воздуховодами, вентиляционные каналы и т. п., легко можно скрыть под
ним.
Освещение, базирующееся на потолке, также является сильнейшим
средством организации и зонирования открытого интерьера. В зависимости
от того, каким светом – прямым или отраженным – освещено помещение,
меняется его образ и характер зонирования.
Двухуровневый потолок позволяет устроить подсвет отраженным
светом из-под карниза, подчеркивая таким образом какую-либо зону
объединенного пространства. А для выделения деталей интерьера (стол,
диван и т.д.), над ними можно поместить усложненный конфигурацией
участок потолка оборудованный плафоном с матовым стеклом, который будет
освещать объект. Туже роль могут играть и светильники помещенные на
токопроводящие конструкции.
При выборе освещения представьте себе, какого эффекта от общего
освещения вы ждете, успокаивающего или тонизирующего, а может быть,
нейтрального? Или, оставив базовое нейтральное освещение, вы хотите
дополнительно выделить столовую группу, или диван в гостиной, и т.п.
Если вы желаете добиться максимального разнообразия
функциональных зон, нужно сочетать способы освещения с пластикой
потолка. Придавая ему желаемую форму (одно- или многоуровневую), цвет
(темный или светлый), фактуру (гладкую или имитирующую различные
материалы) вы сделаете потолок неоспоримо значимым элементом
зонирования.
Четкого соответствия границ пола и потолка в зонирование
открытого интерьера может и не быть. Если вам хочется четкости и
определенности – пожалуйста, пусть границы на нижней и верхней
поверхностях соответствуют друг другу, выделяя наиболее интересные
детали интерьера: столовую и диванные группы и т.п.
Как бы ни отделялась одна зона от другой, цельность ощущения
единого пространства, должна оставаться главенствующей. Поэтому
наиболее перспективны, например, следующие приемы: подвесной потолок с
пониженным уровнем перетекает из одной зоны в другую, превращаясь в
геометрическую или свободную криволинейную форму, или в карниз с
подсветкой по периметру, объединяющий сразу несколько зон; потолок
имеет одинаковый уровень в двух соседних зонах, но над одной из зон в
нем вырезаны отдельные участки. Причем получается, что с помощью
потолка мы можем объединять одни зоны и выделять другие. С помощью пола
возможно выделение тех зон, которые были объединены с другими потолком;
с помощью света отмечаются зоны, которые ни пол, ни потолок не выявили
вообще.
Подвесные потолки могут не только зонировать, но и объединять
пространство, разрезаемое балками и перемычками. В отдельных случаях
создается композиция с четкой программой функционального зонирования: и
пол, и потолок, и свет.
|